В школе изучают всё: как течёт вода по бесконечным трубам бассейнов, каково отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора, когда произошла Грюнвальдская битва, каким образом ловчее метнуть гранату и ещё очень много ужасно важных вещей. Окончив школу, мы благополучно о них забываем.
Однако есть нечто, с чем сталкиваешься ежедневно, - это еда, одежда, жилище, устоявшиеся традиции. Данным предметам даже в хорошей школе уделяется меньше внимания, чем «истинным» наукам. Нам так подробно объясняют строение всяких синхрофазотронов, что совсем не остаётся места для рассказов об обычной пуговице. Но ведь ею мы пользуемся каждый день!
Мир моды для нас представляет большую загадку, чем высшая математика. Как правило, рассказы об одежде специалистов-историков и представителей лёгкой промышленности сводятся к сухому описанию техники изготовления платья. Но очень хочется, чтобы символическая сторона вещей не осталась «за кадром».
Мода является одним из самых изменчивых культурных феноменов, но тем ни менее и она связана с вечным. Мода ежесезонно показывает нам скоротечность бытия. Она показывает нам, что всё в этом мире повторяется (говорят, что мода повторяется каждые 30 лет), она даёт нам надежду, поскольку живёт завтрашним днём.
Мода – это некие отношения к внешним формам культуры, которые общепризнаны в определённый период времени. Под внешними формами подразумевается некий стиль жизни, включающее в себя и поведение, и одежду, и автомобили, и др. Изменчивость – вот основной закон моды. Почему та или иная вещь устаревает, выходит из моды, людям зачастую непонятно. Изменяясь, мода каждый раз заново обещает окончательный идеал красоты. Подчиняясь моде, человек каждый раз покупает новое платье и каждый раз верит, что это самое лучшее. Но через какое-то время (зачастую – один сезон) он под влиянием моды снова ищет новое самое лучшее. Каждая временная эпоха создаёт свои пропорции эстетического идеала. Ярким примером этого служит разница в пышных формах рубенсовских моделей и узкие, стройные, высокие линии предпочитаемые в наши дни.
Где создаётся мода?
Большинство людей слово МОДА ассоциирует с Францией. Действительно, это слово имеет французское происхождение, но корень данного слова идёт от латинского слова «modus», которое означает: образ, мера, правило, способ, предписание. Европейская культура и в частности мода берут своё начало из античности.
Впервые упоминается о моде как о таковой в Италии эпохи Ренессанса. Если просмотреть историю моды, то можно заметить, что центром моды каждый раз являлось то место, где больше всего производили тканей. Италия, начиная с XIIIв. Производила роскошные шёлковые и бархатные ткани. К этому ещё добавлялись богатые в искусстве моды греко-римские традиции.
Бургундия являлась вторым модным центром, поскольку там преобладала перерабатывающая английскую шерсть суконная промышленность. Шиллер называл Бургундию «самым сладострастным и роскошным двором в Европе». После гибели герцога Карла Смелого вместе со всем его рыцарством в 1477 году под Нанси, Бургундия постепенно пришла в упадок и её столетие безумной роскоши закончилось.
На место Бургундии пришла Испания, которая диктовала моду в подчёркнуто «мужскую» эпоху контрреформации. В это время преобладал чёрный цвет вместе с чопорной накрахмаленной одеждой гордого и замкнутого в самом себе идальго. В это время появляется кринолин, который требует достоинства и приличия. Консервативность высших кругов Испании стремилась подчинить себе моду, что недопустимо для неё. Поэтому, как только политическая гегемония Испании пала в 1600 году, центр моды перебирается в Париж.
Казанова писал: «Париж является, пожалуй, единственным городом в мире, внешний вид которого полностью меняется через 5-6 лет». Конкурентом Парижа в мире моды с XVIII века стал Лондон. Лондон диктовал мужскую моду и был для неё тем же, что и Париж для женской. Связь этих центров осуществляется во взаимопроникновении и взаимодополнении характерных особенностей мышления – спортивно-практичного направления в Лондоне и фантазии Парижа. В ХХ в. к этим двум центрам моды добавляется ещё и третий - США. США лидирует прежде всего в красочной и небрежной одежде для отдыха.
Однако начинающие модельеры прежде всего стараются реализоваться в Париже, а после этого для них открываются широкие просторы для самореализации. Примером тому могут служить одни из самых знаменитых модельеров XIX в., Ворт и Редферн, которые родились в Англии, но успех их ожидал в Париже. Тоже самое можно сказать и о самых известных модельерах ХХ столетия - итальянках мадам Скиапарелли и Нина Ричи (в доказательство несокрушимости творческой традиции античности), но они стали итальянками в Париже.
Вам будет интересно посмотреть:
Копирование материалов сайта возможно только при активной прямой ссылке (открытой для индексации) на источник и упоминании автора материала.
© 2024
С иголочки. Все права защищены.